Регистрация ЗАО

картинка AlenaVi

Регистрация ЗАО

Столкнувшись с вопросом создания закрытого акционерного общества (далее по тексту – ЗАО, Общество), начинающий предприниматель должен понимать основные правовые особенности, а также плюсы и минусы данной организационно-правовой формы юридического лица. Итак, под ЗАО в соответствии с нормами российского гражданского законодательства понимается такое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, распределенных между учредителями (акционерами) или между заранее определенным кругом лиц. Как и учредители ООО, акционеры ЗАО не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Таким образом, указанные правовые формы юридических лиц (ЗАО и ООО) очень схожи между собой, за исключением некоторых особенностей, которые необходимо учесть, в том числе и при их государственной регистрации. Главной из таких особенностей при регистрации ЗАО, безусловно, является необходимость регистрации выпуска акций, а также иные различия, например, в текстовке учредительных и иных документов Общества.
В общих чертах процедура регистрации ЗАО аналогична процедуре регистрации любого другого юридического лица и регулируется нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту – Закон о регистрации).
Итак, для регистрации ЗАО в Федеральную налоговую службу (далее по тексту – ФНС, Налоговая) (абз.2 ст.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) необходимо подать следующие документы:
- подписанное акционером/ами в присутствии нотариуса заявление о государственной регистрации по форме Р11001 (пункт 1.2. статьи 9 Закона о регистрации);
- Решение об учреждении ЗАО и Договор о создании ЗАО, в случае, если несколько акционеров, оформленные в соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее по тексту – Закон об АО);
- Устав ЗАО в двух экземплярах. В уставе Общества должна содержаться информация, предусмотренная ст. 11 Закона об АО;
- документ об уплате государственной пошлины за регистрацию Общества;
- доверенность на представителя заявителя, если документы подаются через представителя заявителя;
- выписку из реестра иностранных юридических лиц или иной равносильный документ, в случаях, когда учредителем Общества является иностранное юридическое лицо;
- паспорт лица, подающего документы (предъявить).
После регистрации ЗАО, Налоговая выдает следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- устав ЗАО (1 экземпляр);
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- документы, подтверждающие регистрацию в фондах;
- выписку из ЕГРЮЛ.
Но в отличие от ООО, которое может начать свою предпринимательскую деятельность сразу после регистрации, для функционирования ЗАО необходимо произвести регистрацию выпуска акций и отчета о таком выпуске.
В соответствии с п.1.ст.20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее по тексту – Закон №39-ФЗ), для регистрации выпуска акций следует предоставить необходимые документы в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иной регистрирующий орган не позднее 1 (одного) месяца с даты государственной регистрации ЗАО (п.3.2.2. Приказа ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее по тексту – Приказ ФСФР)).В настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам России (далее по тексту – ФСФР России) (п. 5.4.1.1. Постановления Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации").
Для регистрации выпуска ценных бумаг в ФСФР России необходимо подать заявление по форме, утвержденной Приложением №1 к Приказу ФСФР с приложением документов, предусмотренных пунктами 2.4.2, 3.2.4 Приказа ФСФР, в том числе платежного поручения (квитанции), подтверждающего оплату государственной пошлины за выпуск ценных бумаг (акций).
На основании п.3 ст.20 Закона №39-ФЗ регистрация выпуска акций либо мотивированный отказ в регистрации производится ФСФР России в срок 30 (тридцать) дней.
Таким образом, процедура регистрации ЗАО является ещё более многоэтапной, длительной и затратной по сравнению с регистрацией ООО, так как помимо разработки устава и иных документов, требуемых для регистрации, нотариального удостоверения заявления и подачи пакета документов на регистрацию, необходимо подготовить документы для регистрации выпуска акций. Не забывайте, что при государственной регистрации юридических лиц и при регистрации выпуска ценных бумаг, допущение ошибок в документах, подаваемых на регистрацию, подача неполного пакета документов и иные ошибки могут послужить основанием для отказа регистрирующего органа в регистрации, а, следовательно, Вы рискуете потерять немалые деньги и время.
Позаботьтесь о себе и будущем своей фирмы, отдайте заботы по регистрации ЗАО профессиональным юристам, специализирующимся на корпоративном праве.

0